
06 Янв Исмаил Осбанов, INVERIA: Мы не собираемся останавливаться, так как одна из целей проекта – сделать людей образованнее и интеллигентнее
Наш сегодняшний гость – Исмаил Осбанов, исполнительный директор в Inverium platform и INVERIA event space – о том, как карантин повлиял на ивент-сферу.
– Исмаил, вы работаете в одной из самых пострадавших во времена пандемии индустрии офлайн-ивентов, еще и с культурно-гедонистическим акцентом. Мы знаем, что последнее время вы делали очень крутые и масштабные мероприятия в сфере культурологии, литературы, истории, философии, а также винные дегустации и прочие ивенты. Расскажите как последние 8 месяцев изменился ваш бизнес?
– Во-первых, благодарю за то, что пригласили на интервью!
Сейчас, правда, очень непростое время. Мы находимся в нише, которая очень сильно пострадала. Хуже нас, наверное, только туристическому бизнесу. Не завидую.
Прежде всего, хочу немного рассказать, чем именно мы занимаемся. Наш бизнес состоит из трех направлений: INVERIA Event Space (площадка для мероприятий различных форматов в самом центре Киева), INVERIA Catering (собственный кейтеринг, который обслуживает мероприятия на нашей площадке и не только), INVERIUM PLATFORM (образовательный проект, в рамках которого мы проводим лекции, курсы и встречи с интересными людьми).
Чтобы понимать, в каком состоянии мы находимся сейчас, нужно вернуться к концу 2019 года. Тогда мы были на рубеже больших изменений: переехали на две новые локации и выросли с 600 кв. м до 1500 кв. м. За месяц сделали ремонт на площадке INVERIA Home – 300 кв. м и за полгода сделали ремонт на площадке INVERIA Event Space 1200 кв. м. Провели несколько больших мероприятий с количеством участников 1200 человек. И параллельно готовились открывать франшизу.
Когда мы отмечали новогодний корпоратив на новой INVERIA Event Space, я сказал: “Друзья, это был самый сложный год в моей жизни! Столько стресса и невероятных виражей я не испытывал никогда!”
И вот наступил 2020… В начале все было хорошо. В феврале мы даже перевыполнили план и готовились к такому же плотному марту… Но, как говорится: “Расскажи богу о своих планах” (тут должен быть злой смех).
12 марта объявили карантин и мы вынуждены были закрыть площадку, конечно, не понимая, насколько долго это может продлиться. Мы перенесли наше большое мероприятие с участием журналиста и писателя Леонида Парфенова, на который было продано 1000 билетов.
– Что пришлось перестраивать?
– У нас было три сценария.
Оптимистичный – если карантин продлится до конца марта. Мы сохраняем всем ЗП, переносим большое мероприятие на апрель и потом продолжаем работать.
Реалистичный -– если карантин продлится до конца апреля. Чтобы выжить, мы сокращаем заработные платы на 20% основному штату (топ-менеджмент, бухгалтерия, маркетинг, финансы), сокращаем полностью затраты на команду, которая работает на площадке с ивентами (администраторы, ивент-менеджеры, официанты, ресепшионисты и т.д), возвращаем деньги за купленные билеты тем, кто не готов ждать вместе с нами, когда разрешат проводить мероприятия, говорим с арендодателями о форс-мажорных обстоятельствах, при которых мы не можем платить арендную плату.
Пессимистичный – если карантин продлится до конца мая. Те же меры, что и при реалистичном сценарии, но ЗП основному штату сокращаем до 50%.
Как понимаете, мы пробили дно не один раз. Живы и сами удивлены этому.
– Что поменяли и чем научил карантин?
– Из того, что мы поменяли и чему научились:
- научились управлять деньгами компании в горизонте планирования “одна неделя”.
- перешли с мероприятиями полностью в онлайн. И это какое-то время было единственным источником вдохновения. Не буду говорить “источником денег”, поскольку их было так мало, что даже не хватало покрыть заработную плату одного сотрудника 🙂
- проработали более 20 гипотез монетизации площадки вне ивентов. Например: детские лагеря на лето, выставки, коворкинг для команд, онлайн конференции с нашим оборудованием, площадка для съемок… Кстати, коворкинг и онлайн-конференции сработали успешно. Но все равно этого было мало, чтобы выживать;
- съехали с площадки INVERIA HOME, где базировалась наша команда и где мы проводили мероприятия до 100 человек. Теперь наш офис в INVERIA Event Space;
- полностью изменили свой подход к найму и увольнению сотрудников. Сейчас дольше присматриваемся к новым сотрудникам, а с неэффективными прощаемся быстрее;
- изменили организационную структуру без потери качества. Автоматизировали бизнес-процессы: то, что раньше делали два человека, теперь делает один;
- каждое решение принимаем с фокусом на новые потребности клиента. Сегодня клиент стал намного избирательнее, экономичнее и требовательнее. И это нас мотивирует делать продукт еще лучше, чтоб оставаться лучшей площадкой в Киеве.
– Как реагировала ваша команда на перемены? Были ли ребята с которыми пришлось расстаться?
– Очень по-разному. Естественно, этот период для всех очень тяжелый. Приходится делать в два раза больше работы и получать результат в 5-10 раз меньше. Не все готовы к такому. К примеру, если раньше клиент звонил сам и просил забронировать зал, то сегодня клиенту уже надо звонить и мотивировать его на хоть какие-то действия. А это уже другой подход, совершенно другие эмоциональные затраты, другие деньги и т.д.
За это время, к сожалению и к счастью, мы сменили практически всю команду. Кто-то не справился с вызовами, кто-то больше не смог быть полезным, кого-то не устраивала заработная плата в карантин, кого-то уволили мы из-за некомпетентности и неэффективности. Многое проявилось в стрессовой ситуации. Я лично всем честно сообщил, что нас может ожидать и какие решения мы вынуждены принимать.
Сейчас мы собрали ту команду, которая точно пойдет с нами далеко. Мы очень много сил положили, чтобы набрать именно тех, кому наши принципы и ценности близки.
– Какие из управленческих решений были для вас самые сложные?
– Для меня самым сложным всегда было сообщать каждый месяц команде о наших сокращениях и о том, что надо потерпеть, вместе пережить этот ужасный период.
Сейчас нас снова ждет очередной локдаун, и мы снова готовимся к “сужению”, надеюсь, последний раз.
– Проводили ли вы лекции по искусству в период локдауна и пользовались ли они спросом?
– Лекции по искусству проходят в рамках проекта INVERIUM. Он существовал и продолжает существовать благодаря одной из собственниц бизнеса Инне Семилинской.
Да, сперва нам пришлось перейти в онлайн и снизить стоимость лекций в два раза на период с марта по июнь. А когда разрешили собирать небольшие группы, мы открыли продажи оффлайн. Но чуда не случилось – люди не пришли сразу: кто-то боялся, кто-то ушел в себя, и забыл о том, что есть еще другая жизнь, кто-то действительно не может себе позволить посетить лекцию.
Все начиналось с 1-2 человек, ради которых мы выводили целую команду на площадку. Сейчас это уже 15-45 человек и 20-40 в онлайне. Мы не собираемся останавливаться, т.к одна из целей проекта – так как мы на уровне миссии хотим делать свой вклад в культурное развитие нашей страны.
Например, сейчас запустили корпоративное направление, в котором мы предлагаем компаниям расширить спектр досуга для своих сотрудников как часть мотивационной программы. И уже воплотили в жизнь первый проект с известной компанией.
– А вообще понятен ли в нашей стране такой термин как гедонизм? И отказываются ли наши люди от удовольствий и если да, то в пользу чего?
– Хороший вопрос. Вот вы представили нас, как “…индустрия офлайн ивентов, еще и с культурно гедонистическим акцентом!” Все так! Но у нас в позиционировании никогда не было акцента на гедонизм, но вы это уловили 🙂
На самом деле, для нас было открытием, когда у Инны появилась идея запустить в рамках проекта INVERIUM винный курс. Мы подсчитали его себестоимость с учетом всех вин, закусок, гонорара и поняли, что этот курс будет очень дорогим, и позволить его смогут далеко не все в наше время. Но мы рискнули и, на удивление, собрали уже два курса, один из которых проходит прямо сейчас, пока я отвечаю на вопросы в этом интервью. Соответственно, мы можем сделать вывод, что в нашей стране (думаю, как и во всех других странах) люди, которые ценят изысканные удовольствия ценят их до, после и во время карантина.
– Какие ваши прогнозы и планы на 2021 год? Нашли ли вы в вашей нише новые, интересные решения?
– Сейчас очень сложно спрогнозировать что-либо. Тем более, мы уже прогнозировали пессимистический сценарий, когда карантин должен был закончиться в мае… Более того, я считаю, что мы (вся страна) уже и так очень много инвестировали в этот карантин и оплатили сполна. Знаете, есть выражение: “Даже после самой темной ночи наступает рассвет”. Я в это верю и думаю, что наш “рассвет” наступит в феврале 2021 года, и после будет только лучше.
Отвечая на вопрос о новых и интересных решениях. Мы нашли много – я выше о них рассказал, как, например, выход в корпоративный сектор и запуск винного курса в проекте INVERIUM.
Также сейчас мы расширили географию продаж лекций по всей стране и за ее пределами. Но многое, как например, онлайн-конференции, коворкинг на нашей площадке я расцениваю, как “пластырь”. Он с нами временно, пока это нужно, чтоб сохранить жизни и привлечь деньги в бизнес из других ниш. И хотя мы выдумываем более качественный “пластырь”, еще круче “пластырь”, все равно люди не смогут жить без больших конференций, тренингов, нетворкинга, концертов, спектаклей и других офлайн форматов, которые сопровождаются живым общением, передачей и обменом энергий, эмоций, мыслей.
Не исключаю, что мы продвинемся в онлайн-форматах… Но это будет только дополнением к нашим офлайн-мероприятиям в будущем, так как живому и здоровому человеку не нужен пластырь.
– Что вы хотели бы пожелать нашим читателям в 2021 году?
– Этот год нас всех так закалил, что уже не удивишь. Я желаю всем достойно выстоять в этот период, не потерять человеческое лицо и не забывать, что тех, кто выстоял, ждет награда в виде полученного опыта, лучшего понимания своего бизнеса, людей, себя самого и конечно же, денег как материального вознаграждения.
Беседовала Ульяна Куликова, руководитель образовательной платформы Profi Space
Присоединяйтесь к нашему сообществу в Facebook