
01 Фев Испытание карантином: как сохранять эмоциональный баланс, когда бизнес в опасности
Profi Space media опросили собственников украинского бизнеса на предмет их рекомендаций о том, как сохранять эмоциональное здоровье в кризис.
Прошедший год стал для нас настоящим испытанием. Как и многие бизнесы, мы столкнулись с проблемой реализации. Наш продукт связан с праздниками и мероприятиями. Многие клиенты приостанавливали свои заказы, некоторые отменяли свадьбы и отказывались от заказа платья.
Я понимала, что без продаж будет сложно удержать компанию. Было принято решение активизировать продажи и взять под контроль финансы. Мы отказались от всех расходов, которые напрямую не влияют на продажи, и запустили серию акционных предложений. На мое удивление, люди охотно покупали вещи о которых мечтали ранее, теперь по более привлекательной цене.
По итогам года мы довольно успешно вышли в прибыль. Уменьшили складские запасы. Обновили производственное оборудование. Внедрили систему финансового учета. Начали развитие нового международного проекта и запустили два сайта.
Весь этот период я удерживала свое физическое состояние утренней ходьбой. Каждое утро начинается в 5 часов. До 7 часов утра я успеваю совершить пешую прогулку по лесу, проделываю до 10 тыс. шагов. Во время прогулки я слушаю вдохновляющие стримы моего ментора, изучаю английский, планирую и размышляю. После таких прогулок я никогда не остаюсь подавленной, а наоборот наполняюсь энергией, мотивацией и новыми знаниями.
За прошлый год наш коллектив уменьшился на 40%, но вынужденных увольнений не было. Несколько девочек ушли в декретный отпуск, или самостоятельно сменили работу поближе к дому, в связи с трудностями транспорта во время карантина.
Люди подвержены эмоциям. Конечно, по началу было немного страшновато, все переживали больше от непонимания происходящего и неизвестности будущего.
На 90% настроение команды зависит от настроения лидера. Я сделала все возможное, чтобы сохранить боевой дух, веру в лучшее и не расслабляться. Я объясняла каждое свое бизнесовое и кадровое решение, особенно если оно было не стандартным, проводила беседы как коллективно, так и лично. В свою очередь, я получала поддержку и мотивацию от них. Зная, что за мной стоят люди, которые мне верят, я не могу позволить себе опускать руки.
Лучший способ для хорошего настроения в кризис – это знать, чем будешь заниматься с утра. Поскольку у нас было чем заниматься, то возможностей для рефлексии и каких-то эмоциональных спадов не было.
Сложности в нашем бизнесе начались в марте-мае прошлого года, когда клиенты остановили все проекты. Пришлось расстаться с 30% персонала. Это были стажеры и люди, которых мы держали под будущий рост. Ядро команды с ключевыми компетенциями мы и не думали увольнять.
С другой стороны, это освободило время для тех, кто остался – и мы занялись реализацией всех тех идей, до которых не доходили руки в обычное время, из-за нехватки ресурсов. Так что начало кризиса стало для нас периодом активной R&D деятельности.
Мы перешли на удаленную работу в середине марта и так работаем до сих пор. Эмоциональное напряжение началось в середине лета, когда клиенты вернулись с заказами, и нам стало сложно справляться с объемом заказов.
Что касается поддержки коллектива, с этим в удаленном формате сложно. Пока учусь, как взаимодействовать с людьми, когда не видишься в офисе каждый день. В то же время, теперь мы используем любой минимальный повод для того, чтобы встретиться в городе на кофе или выпить пива.
Для нас 2020 был сложным годом. Два месяца мы не работали вообще и несли убытки, а летом, когда вернулись к работе, наши обороты упали в два раза до уровня трехлетней давности, когда мы только открылись. Фактически все пришлось начинать с исходной точки.
Для себя давно приняла формулу не принимать близко к сердцу то, на что ты не можешь повлиять. И не делать лишних телодвижений, чтобы не расходовать энергию. Например, мы сразу отказались от истории с доставкой и работой на вынос, понимая, что в нашем случае это потребует дополнительных вложений, большого расхода сил и энергии, и не принесет выручки, которая бы компенсировала эти затраты.
Конечно, были моменты, когда становилось страшно. Запас прочности не так велик, и если первые месяцы ты бодро поддерживаешь бизнес и команду из собственных сбережений, то чем дальше, тем чаще поднимались сомнения и тревога. Это скорее связано не с текущими проблемами, а туманностью будущего. Когда ты создал бизнес, настроил все процессы и тебе кажется, что у тебя есть какой-то стабильный доход, перспектива начинать все с нуля или идти работать наемным сотрудником пугает.
За все время мы уволили только одного человека. Понятно, по экономическим причинам. Но был и фактор, что этот сотрудник формировал внутреннее напряжение в команде, что в это время особенно сложно проживается, и мы понимали, что не готовы «бороться» за этого сотрудника. При этом за время вынужденного простоя весной мы не уволили никого, команда из карантина у нас вышла в полном составе.
Касаемо эмоционального выгорания, так эти процессы есть постоянно. Стало больше конфликтов внутри коллектива, напряжение. Тут два фактора. С одной стороны, они стали зарабатывать меньше: гостей стало меньше, также меньше стало чаевых, а в ресторанной отрасли чаевые – это весомая статья дохода для сотрудника.
Второй, это сами гости, которые на фоне общего стресса стали агрессивнее, придирчивее. То есть, общее непонимание будущего, общая тревожность, она очень накладывает отпечаток на работу коллектива. В какие-то моменты они сползаются на этом фоне, а в какие-то наоборот начинают друг друга съедать. Мы даже проводили общее собрание, где главным вопросом на повестке дня было командная работа и призыв быть терпимее друг к другу.
В прошлом году мы нормально продержались. Сложности у нас были исключительно связанные с вынужденным форматом удаленной работы. Удаленка в проектном менеджменте – формат неудобный, так как очень удлиняет рабочие процессы и коммуникации. В остальном, у нас в бизнесе все было практически без изменений. Мне, как экстраверту, в период локдауна очень не хватало того уровня живого общения и динамики жизни, к которым я привык.
Стрессоустойчивость в нашей работе – свойство едва ли не самое важное, поэтому эмоциональное состояние всегда в норме и гармонии. Понятно, что пандемия в одночасье изменила очень многое из запланированного на год, сузила мир и возможности, что стало плохим сюрпризом и, безусловно, было неприятно. Но я бы не сказал, что это нанесло какой-то непоправимый ущерб психическому состоянию.
Наша команда осталась в полном объеме, единственное, что часть менеджеров в силу объективных причин продолжает работать на удаленке. В течение года мы сократили одну позицию в команде, но это сокращение было запланировано еще до пандемии.
Команда 180PRPA очень сплоченная, стрессоустойчивая и работоспособная. Случаев эмоционального выгорания по причине пандемии и карантина у нас не было и уверен, что не будет. Мы никогда не смотрим на кризисы через призму паники и страха.
Чтобы избегать выгорания я рекомендую всегда планировать свой рабочий день так, чтобы всегда оставалось место для отдыха и семьи. Безусловно, что не всегда будет получаться, но к этому нужно стремиться. Для меня очень важен спорт, который хорошо помогает снимать усталость и напряжение, и держит тонус.
Беседовала Ирина Чернявская, главный редактор Profi Space media
Присоединяйтесь к нашему сообществу в Facebook