Profi Space media пообщались с украинскими компаниями из разных сфер деятельности, чтобы узнать, каким форматам работы они отдают предпочтение и планируют ли возвращать сотрудников в офисы.
Надежда Омельченко, вице-президент компании “ИТ-Интегратор”
Еще после смягчения карантина весной прошлого года компания решила перевести весь персонал на гибкий офисно-гибридный график работы. Сотрудники могут выбирать место работы – офис, дом, коворкинг или любое другое удобное место с подключением к сети. Также выбирать можно и количество офисных дней, рекомендуемый график – три дня в офисе, два – дома или в другом месте.
Мы, как ИТ-компания, привыкли в нашей деятельности к гибкой работе. Но прежде использовали этот формат не слишком активно. Гибридный формат мы считаем оптимальным – хотим оставить живые коммуникации обязательным элементом работы. Он не дает расслабляться, существенно поддерживает производительность и командную эффективность. В таком формате мы работаем уже год и решили продлить его и на следующий финансовый год, который стартует в апреле.
Петр Мельник, СЕО и совладелец Agricom
В отдаленном формате мы работаем уже год, следовательно, формат работы офиса не изменится.
Сейчас мы видим, что наиболее эффективен для нас смешанный формат, так как сотрудник имеет возможность выбора работать дома или в офисе. При этом для всех обязательны совместные офлайн встречи не реже двух в неделю, и участие в zoom-конференциях при необходимости.
Мы точно не планируем возвращать полный состав команды в офис. Наша команда разделилась на два лагеря: одни категорично за то, чтобы работать из дома, и это бОльшая часть, остальные же – за офисный формат, но со свободным графиком посещения. Думаю, что этот формат у нас сохранится и дальше.
Анна Горкун, основательница и СЕО 46 Parallel Wine Group, СЕО Inkerman Ukraine
Наиболее эффективный формат работы – это когда люди имеют возможность непосредственно брейнстормить за одним рабочим столом. Поэтому самым приемлемым вижу все-таки полноценный офисный режим работы с максимальным погружением и вовлеченностью всех членов команды в рабочий процесс.
Гибридный режим допускается, особенно в условиях наличия рисков для здоровья или законодательных ограничений, и в этом нет ничего критичного. Но опыт показывает, что люди все равно охотнее вовлекаются в работу, когда они находятся непосредственно в офисе. Во-вторых, не стоит забывать о социализации коллектива. Как не крути, настроение человека очень сильно зависит от окружающей среды. И если его отвлекают бытовые вопросы, ожидать от него полной отдачи в работе не представляется возможным.
Когда мы находились на удаленном режиме работы весной 2020 года, мы не просели по эффективности, но, смею предположить, что рабочих часов у сотрудников было куда больше обычного. Все потому, что отвлекающих моментов в течении дня дома, согласитесь, куда больше, чем на работе. Плюс, многие сотрудники отмечают, что, проснувшись и усевшись за ноутбук рано утром, закрывать его приходится подчас поздно вечером без пауз.
Согласитесь, без смены картинки и активностей – находиться в постоянной статике и концентрации сложно.
Что касается реалий сегодняшнего дня, мы не боимся дистанционного формата. Он возможен. Техническая оснащенность нашей компании полностью позволяет работать удаленно: начиная и заканчивая день планерками, совещаниями с актуализацией статусов выполнения задач за день, неделю, месяц, квартал. Но надо понимать, что есть такие сферы – как-то юридический блок, бухгалтерский учет, которые априори предполагает работу с документами в распечатанном виде, и здесь, как показывает практика, полностью уйти на удаленку не получается.
В 2020 году мы вышли из локдауна достаточно быстро и сообща, потому что, вопреки праву находится на удаленном формате и работать из дому, многие сотрудники просто просились выйти на работу, поскольку многим в офисе работается спокойнее. Надо сказать, что локдаун и работа на дому, позволила нам перейти на оптимизацию некоторых процессов: с планами и текущими задачами, от формата недельных совещаний по понедельникам со статусом за прошлую неделю с целевыми задачами на текущую неделю, – мы перешли в программу Trello, в рамках которой каждая из команд компании работает над своими блоками задач и их реализацией.
Сергей Синченко, операционный директор Moneyveo
Еще до введения карантина сотрудники Moneyveo имели возможность несколько дней в месяц работать удаленно. Такой гибридный подход, сочетающий дистанционную и офисную деятельность, с одной стороны, эффективен для компании, с другой – он одновременно мотивирует сотрудников.
Сфера занятости как в Украине, так и по всему миру активно трансформируется. Мы наблюдаем демографические изменения в составе коллективов компаний: значительную часть их сотрудников сейчас составляют миллениалы. Отмечаем повышение мобильности, развитие технологий, в том числе образовательных. Все это подталкивает к модернизации классического формата работы. Что мы и сделали, предоставив возможность нашим сотрудникам частично работать дистанционно.
В начале карантина практически 100% сотрудников Moneyveo были переведены на «дистанционку». После этого мы запустили стандартный для нашей компании ежегодный опрос удовлетворенности работой. Его результаты показали, что порядка 80% наших сотрудников готовы продолжать работать удаленно независимо от карантина.
Конечно, полное дистанцирование создает определенные, не всегда оправданные, вызовы для компании. Поэтому, когда карантинные ограничения были ослаблены, мы постепенно начали возвращаться к гибридному формату работы.
Так, например, в мае 2020 года в офисе компании могли присутствовать до 10% человек от каждого отдела, в августе – уже 25%, а по состоянию на начало 2021 года – 30%. К тому же в 2020-м мы реализовали проект Sharing Desk. Его идея заключается в том, что сотрудник не имеет фиксированного рабочего места, а для выхода в офис бронирует место через корпоративную онлайн-систему. Думаю, что именно на такой гибридный формат мы будем делать ставку в посткарантинном мире.
Смешанная модель оптимально сочетает преимущества дистанционной и офисной работы. Она позволяет ускорить коммуникации и решение многих вопросов, лучше синхронизировать корпоративные и личные ценности сотрудников. При этом такая модель учитывает индивидуальные пожелания сотрудников.
Ирина Калиниченко, HRD “Датагруп”
Мы выступаем за гибридный формат работы. Удаленная работа дала нам возможность сберечь здоровье наших людей, не подвергать их риску заболеть в транспорте, на рабочих местах. Мы сократили затраты на офис, повысили эффективность бизнес-процессов.
Но все же у сотрудников возникает «коммуникационный голод», теряется важная часть корпоративной жизни — человеческое общение. У нас почти 50% сотрудников имеют возможность работать удаленно, лишь при необходимости приезжая в офисы. Для людей это важно.
Пока мы не планируем полностью возвращать сотрудников в офисы. Продлеваем удаленную работу для тех, кто может работать удаленно. В приоритете были и остаются люди, их здоровье. Не видим острой необходимости в постоянном нахождении их в офисных помещениях. Офис там, где люди. С современным развитием технологий это совершенно оправдано.
Нужно признать, что жизнь уже не станет прежней. Пандемия и всемирный карантин дал ускорения во всех сферах. Вряд ли кто-то будет откатывать отстроенные процессы назад. Мы видим, что некоторые подразделения и люди достаточно эффективно работают в удаленном или гибридном формате. Зачем их выводить в офис?
Гибридный формат работы нам нравится потому, что он позволяет достичь максимальной эффективности людей и не утратить свою сопричастность к команде, корпоративной культуре, самой компании. Он нравится людям. Ведь они могут управлять своим рабочим временем, учитывая свою загрузку и потребности.
Юрий Нечаев, партнер юридической компании AVELLUM
За год пандемии AVELLUM работала как в частично офлайн режиме, так и полностью в онлайн формате.
С точки зрения процесса работы вынужденная необходимость онлайн-работы на нас не влияет, потому что мы были технически к этому готовы, в том числе благодаря использованию платформы Microsoft 365. Конечно, год назад мы прошли этап, когда нужно было быстро и без ущерба для качества работы подстраиваться и под новую реальность, и под нужды клиентов, но мы прошли этот этап достаточно быстро и безболезненно.
Кроме того, еще в начале пандемии, понимая, что коллеги нуждаются в личном общении, мы регулярно проводили рабочие и нерабочие встречи онлайн, что, кстати, раньше так часто не делали. На время локдауна снова вернемся к этой практике.
На ближайшие 3 недели наша фирма, как и рекомендовали, перешла на удаленный формат работы. Но как раз перед введением нынешнего локдауна мы нашли свой оптимальный баланс рабочего режима – сотрудники должны были приходить в офис три раза в неделю, а в остальные дни могли работать удаленно. К этому решению мы пришли, учитывая результаты опроса сотрудников – они показали, что большинство хотело бы сохранить гибкий подход в режиме работы: иметь возможность работать удаленно, и при этом регулярно встречаться вживую с коллегами. Во время карантина и изоляции все стали больше ценить работу в живом коллективе.
Поэтому после 9 апреля мы надеемся снова вернуться к этому сбалансированному, «гибридному» формату, продолжая непрерывно мониторить ситуацию и реагировать на нее.
Хочу отметить, что пандемия подчеркнула одну чрезвычайно важную вещь – коммуникацию. Коммуникация стоит во главе угла независимо от выбранного формата работы компаний. Мы в AVELLUM это очень хорошо понимали, поэтому с самого начала пандемии взяли за правило регулярно общаться с сотрудниками, в том числе и коммуницировать стратегию реагирования фирмы на вызовы пандемии. Это помогло нам вовремя и умело снизить уровень тревожности среди сотрудников, который с началом пандемии значительно вырос. Кроме того, мы сфокусировались на налаживании коммуникации фирмы с клиентами в новых реалиях. Я считаю, нам тоже удалось ее правильно выстроить. Поэтому сейчас мы готовы к новому локдауну.
Беседовала Ирина Чернявская, главный редактор Profi Space media