
02 Фев Вера Факадей, психолог, DEC education: Одна из моих задач – научить каждого ребенка больше опираться на себя и свои ресурсы
Вера Факадей – психолог, ведущий специалист по вопросам психологического консультирования международной компании DEC education. Групп-лидер и руководитель отдела сопровождения детских групповых поездок зарубеж. Имеет большой опыт в сопровождении детей (более 20 поездок) в обучении в таких странах, как Великобритания, США, Канада, Ирландия, Мальта, Франция и Германия. Осуществляет психологическую поддержку и адаптацию в учебном процессе, помогает налаживать общение со сверстниками и учителями.
– Вера, сейчас ты работаешь в сфере детского образования за рубежом. Расскажи вкратце о своей деятельности?
– Да, действительно, последние лет восемь я работаю психологом-консультантом в компании Dec education, которая специализируется в сфере образования. Я занимаюсь сопровождением детей в групповых зарубежных поездках, а также консультирую детей и родителей по вопросам адаптации и психологической подготовки к зарубежному обучению. А еще летом успеваю поработать в детском лагере Dec camp у нас в Карпатах.
– Как изменилась ситуация в твоей работе за последнее время в связи с пандемией? Продолжаются ли программы по обучению детей за границей? Какие есть нововведения?
– На лето 2020 мы готовили большее количеством поездок, их должно было быть более 20-ти. И, конечно, было очень печально все отменять. Как говориться, жизнь внесла свои коррективы. Этим летом все постепенно вернулось в прежнее русло работы. Многие страны уже открыты для нас. Это и США, и Британия.
А еще мы пробуем делать поездки в новые страны. Например, в этом году была Грузия. Мы приехали с группой в прекрасное место под Батуми в международный детский лагерь. Это прекрасная возможность изучать иностранный язык и отдыхать на море. А тут еще место особенное: черный магнитный песок, горный воздух и Черное море.
Относительно нововведений, связанных с пандемией, то этим летом біло больше ясности в требованиях и понимание мер безопасности. В первую очередь, вылетая, все участники сдают ПЦР-тесты, что позволяет подтвердить негативный результат. Затем на третий день прилета опять сдается тест ПЦР. В случае выявления положительного результата ребенок изолируется моментально. При этом лагерь не закрывается, а медперсонал следит за самочувствием остальных. Соблюдается масочный режим и дополнительные меры по безопасности. Но самое главное, что работа продолжается. Все легально, открыто и застраховано на любой случай.
– Как можно попасть на ваши программы?
– Выбор и организация программ в этом году, конечно, основывалась на возможностях стран связанных с пандемией. Многие программы пока еще не принимают детей, многие страны для нас еще закрыты. Поездки организованы исключительно в те места, которые могут предоставить все условия. И нужно быть по-прежнему готовым к внезапным изменениям.
Этим летом у нас намечается поездка в языковую школу на Кипре. Очень популярное место и хорошо нам знакомое. Море классически ассоциируется с отдыхом и вообще летних каникул. Поэтому программа составляется таким образом, чтобы успеть все: и поучиться, и отдохнуть. Упор делается на развитие коммуникативных навыков, на общение и активности. Что мне нравится на Кипре, так это возможность изучать английский язык и прикасаться к историческому наследию черед мир легенд и древнегреческих мифов. Изучая историю и культуру страны, ты изучаешь язык чуть глубже и интереснее.
Также подтверждены группы для обучения в Лос-Анджелес. Это серьезная подготовительная программа для тех, кто планирует обучение в Штатах. Обучающий центр больше похож на университет, чем на лагерь.
Как узнать и попасть к нам на программу? И еще будет правильно задать вопрос, когда об этом надо начинать думать и планировать.
“Летние программы у нас уже готовятся зимой, активно выбираются места и рассматриваются условия поездки. Если страна, в которую мы едем,визовая, то уже в мае нужно забронировать и оплатить свое место”
Визовая процедура на данный момент усложнилась, поэтому все документы собираются заранее. С безвизовыми странами чуть проще, но также лучше еще весной забронировать себе место, так как мест в группе четко определенное количество и не всегда можно взять дополнительное место.
На данный момент я бы рекомендовала планировать уже осенние и зимние каникулы для ребенка. Тем более, что программы в этот сезон не менее интересны.
– Что тебе нравится в твоей работе и что вдохновляет?
– Если честно, мне очень нравиться путешествовать, поэтому, когда мне первый раз предложили поехать с детьми в Англию, я с легкостью согласилась. Это было, кстати ровно 10 лет назад. Меня немного смущал мой уровень знаний английского языка и во многом приходилось наверстывать знания на ходу.
Потом оказалось, что такие поездки – это намного больше, чем просто путешествие. Надо быть включенным на все 100%. Предугадывать, разбираться и нести ответственность за детей, которые едут с тобой. На руках у тебя пачка паспортов, и фокус внимания расширен на 360 градусов.
Помню, как я после многих поездок с детьми уже поехала сама по себе в путешествие и долго не могла привыкнуть, что у меня с собой только один паспорт и мне не надо больше никого контролировать. Путешествовать самому – невероятно легко.
Оказалось, что я очень люблю такой темп и такую включенность. Меня вдохновляет возможность встречать и общаться с новыми людьми. И еще я заметила, что человеческий фактор очень много решает в комфорте и организации самих программ и летних школ. Иногда приедешь в новое место, к совсем чужим людям. А они нас встречают как родных и все проходит на высшем уровне. И это совсем не зависит от страны и культуры, общечеловеческие ценности едины – забота, уважение и порядочность.
“Меня вдохновляет возможность встречать и общаться с новыми людьми. И еще я заметила, что человеческий фактор очень много решает в комфорте и организации самих программ и летних школ”
– А какие есть сложности? Не страшно ли брать ответственность за чужих деток?
– Да, конечно, сложности бывают. Мы обычно делаем открытые группы, приглашая детей со всей Украины. Поэтому, надо учитывать, что мы едем с группой детей разного возраста, часто не знакомых между собой и которых мы сами узнаем на протяжении всей поездки. Нужно очень быстро настроиться на каждого ребенка, предвидеть многие моменты. Это все приходит с опытом поездок и взаимодействия с разными детьми.
Часто бывают родители отправляют в поездку маленького ребенка, для меня маленькие это 9-10 лет. Но я настоятельно рекомендую отправлять детей, без родителей, начиная с 11-12 лет. В более раннем возрасте ребенку сложнее пережить такую длительную разлуку.
У меня был случай с девочкой, которая совсем не могла уснуть, ей снились кошмары. И мне приходилось помогать ей с этим справиться, мы разбирали сны и придумывали ей защитников, которые помогали ей во сне. Сейчас это уже взрослая девушка и я знаю, что у нее все в порядке, нам удалось пережить ее ранний опыт адаптации вместе и вынести ценный опыт.
Если говорить про ответственность за чужих детей, то я смотрю на это как на любую ответственную работу. Сопровождение детей, конечно, сложнее чем сопровождение взрослых групп. Не буду врать, тревожно бывает часто. Например, когда в Нью-Йорке ребятам дают свободное время в центре города и они расходятся маленькими группками и самостоятельно гуляют. И затем все собираются в назначенное время, ждешь их переживаешь, чтобы не заблудились. Обычно, все приходят вовремя. Как я говорю, первая экскурсия – это тест для ребенка. Но даже если ребенок заблудиться у нас есть связь и четкие инструкции, как действовать в этом случае. Уточню еще, что самостоятельно могут гулять только старшие дети, подростки, младшие находятся всегда в сопровождении взрослых.
Мне помогает в этих случаях понимание, как ценен опыт самостоятельных поездок для ребенка и как это помогает его взрослению. Важно не уберечь ребенка от сложностей, а научить с ними справляться, обращаться за помощью и уметь ориентироваться. Я вижу очевидную разницу между теми, кто едет со мной в первый раз, а кто уже много где путешествовал и знает многие тонкости.
– Испытывают ли дети стресс во время таких программ? Или может родители? Как вы с этим справляетесь?
– Да, стресса у нас достаточно. Моя задача следить, чтобы стресс был продуктивным и не переходил в дистресс. Поездка – это максимальный выход из зоны комфорта. Меняется все – обстановка, окружение, еда и вода. В такой ситуации ребенок может узнать себя, свои негативные и позитивные проявления. Если рядом адекватный и опытный руководитель, который подскажет и объяснит происходящее, этот опыт помогает трансформироваться и учиться конструктивным формам поведения.
“В нашем случае я вижу в стрессе помощника, который помогает детям взрослеть. Очень часто в начале поездки ребёнок может жаловаться и быть недовольным, и я понимаю, что надо переждать период его адаптации, смены обстановки и накопленной усталости. Он отдохнет, выспится и все вокруг ему понравится, надо только дать ему время”
Родители всегда очень переживают, особенно если ребенок едет первый раз в поездку. Поэтому у нас существует система связи и мы рассказывает обо всеv, что происходит в поездке, высылаем видео и фото в общий чат. Главное держать в курсе родителей, даже если происходит что-то неприятное, например, со здоровьем ребенка, мы выходим сразу на связь и рассказываем о всех своих действиях. Я сейчас говорю мы, так как у нас работает команда групп-лидеров и, благодаря накопленному опыту, у нас отлажена общая система работы с детьми, родителями и принимающей стороной в поездках.
Наличие руководителя в поездке снижает уровень стресса у детей и родителей. Возможность обратиться и решить любую проблему, очень помогает. Поэтому для первых поездок без родителей я всегда рекомендую отправлять детей в поездки с групп-лидером. И постепенно, накопив опыт самостоятельных поездок, ребенок сможет научиться путешествовать самостоятельно.
– Были ли какие-то смешные казусы во время путешествий?
– Да, смешных историй у нас случалось предостаточно. Часто они становятся смешными уже через время, так как в начале заставляют поволноваться. Так у нас было однажды в Нью-Йорке на экскурсии. Обычно, я за любой кипишь в поездке. Всегда мотивирую максимум походов и экскурсий для детей, даже если они сомневаются по началу. И в этот раз, на прогулке в Центральном парке я уговорила ребят взять на прокат велосипеды, чтобы максимально осмотреть достопримечательности. Признаюсь, это мое любимое место в этом городе.
И все было прекрасно, время наших покатушек заканчивалось, мы объехали большую часть и уже выезжали к месту встречи. И часть детей еще немного проехала дальше. Я даже не переживала, думаю развернуться и будут скоро. Но они не развернулись и заблудились, а так как уже темнело и они потеряли ориентиры. Мы все были с телефонами и была связь. Но они боялись мне признаться, что заблудились, старались найти путь самостоятельно. Вышли сами через полчаса, все-таки нашли дорогу. Сказали, что уже думали, что будут спать на лавочке. Центральный парк им очень хорошо запомнился.
А еще у нас была очень интересная поездка в Великобританию, где мы жили на побережье в живописном городке Исборне. И у нас была экскурсия на Белые скалы “Семь сестер”, это место необыкновенной красоты! Но идти пешком туда оказалось очень далеко и сложно. Понимая это, я начала играть с детьми по дороге, и мы так смеялись и дурачились, делали фото и видео, что сам поход запомнился как веселый с очень красивыми видами. Да, было пережито много замечательных моментов в каждой поездке.
– Общаешься ли ты с детьми после поездок, возникает ли у вас взаимная привязанность?
– Да, конечно, привязанность возникает. Мы проводим много времени вместе и переживаем общие впечатления. Но одна из моих задач – научить каждого ребенка больше опираться на себя и свои ресурсы, уметь привязываться и расставаться. Как с новыми друзьями, так и со мной.
С многими ребятами мы ездили в поездки по несколько раз. Вижу, как они взрослеют и это приятно. Но вне поездок мы не общаемся. Тут я больше руководствуюсь этикой работы с детьми, которая исключает общение вне рабочего формата. Это не значит, что я прям отказываю им в общении, просто выстраиваю общение так, что оно может комфортно закончиться вместе с поездкой. Уметь завершать процесс, оставляя хорошие впечатления и воспоминания – это тоже отличный навык, которому я учу детей.
– В каких странах уже побывала в рамках программы обучения и где понравилось больше всего с профессиональной точки зрения и с личной?
– Чаще всего, конечно, я бывала в Великобритании. В 19-м году была в первый раз в Йорке, на севере Англии, удивительное место. Часто Англию шаблонно воспринимают только как Лондон, забывая, что есть куча красивых мест по всей стране. Как раз в этой поездке мы побывали в Ливерпуле в музее Битлз, познакомились с промышленной частью страны. А на юге я много раз бывала с группой в Экзетере, небольшом городке. Обычно, программы находятся на базах школ и университетов, мы живем в кампусах. А в Экзетере было интересно то, что мы жили в британских семьях. Было интересно взаимодействовать с коренными жителями и быть принятыми в их домах.
Ирландия – необыкновенная страна – я ее называю Изумрудной. Такого количества зелени я больше нигде не встречала. Мы жили в Дублине, на базе Университета Марино, на территории которого парковая зона. И в центр можно было съездить на местном двухэтажном зеленом автобусе. О, и там нам устраивали мастер-классы, и мы обучались ирландским танцам. Было весело.
На Мальту у меня была прекрасная поездка. Там совмещался активный морской отдых и обучение. Небесно голубая вода местных лагун и местная архитектура были потрясающими. Самое интересное, что мы все время попадали там на местные праздники и были в центре культурных событий. Из-за жары, часто наши экскурсии начинались с заходом солнца, что придавало особенной атмосферы в изучении достопримечательностей.
Несколько лет подряд я ездила в поездки в США и Канаду. Мне прям было интересно там побывать и проникнуться их духом. Эти поездки обычно длятся дольше и туда мы приглашаем уже старших детей, подросткового возраста. Это все-таки связано с дополнительными нагрузками, длительным перелетом и интенсивной программой. В этих странах надо обязательно побывать, они кардинально отличаются по духу и по динамике.
И Германия в моем списке тоже есть. Смешно, но так получилось, что я ездила с детками, которые учили там немецкий. Которого, я увы не знаю, но как оказалось супер-групплидер на то и супер, что может все. В школе мы общались с персоналом на английском, они все им владеют и этого было достаточно.
– Меняются ли дети, их предпочтения, хобби, коммуникации из года в год? Видишь ли ты разницу поколений, скажем Y и Z?
– Я замечаю несколько не очень хороших тенденций. Одна из них – уход детей в гаджеты. Если раньше мы всегда в поездке покупали местные симки для того, чтобы быть на связи. То сейчас все время из них уходит на игры, и я “теряю” детей. Они проваливаются в игры в телефоне. Не все, но их стало значительно больше, чем раньше. Мы корректируем этот момент тем, что активно вовлекаем детей в программу, экскурсии и походы. Кстати, часто спасает то, что не везде есть хорошая связь и вайфай. Никогда не думала, что смогу этому радоваться.
Уровень знания английского языка у детей очень вырос. Если 10 лет назад дети ехали реально за тем, чтобы начать учить, многие очень вдохновлялись в поездке и уже дома его усиленно учили. То сейчас уровень детей, которые едут очень и очень высокий изначально. Приятно, видеть, что родители вкладывают в эту часть образования своих детей и силы и деньги.
Не могу сказать про разницу поколений, а вот про разницу детей из разных стран могу. Наши дети очень мягкие и послушные. Застенчивые. Могут быть пугливыми и осторожными. Особенно в начале. Но и чувство меры тоже могут терять. Поэтому, адекватные взрослые им очень нужны. Чтобы и от внешних обстоятельств подстраховать и от внутренних импульсов обезопасить.
– Какие бы ты советы дала родителям в рамках современного воспитания и образования?
– Не упускайте возраст 11-12 лет. Обычно я говорю, до 11 лет путешествуйте с ребенком сами. Куда вы, туда и он. А вот с 11 и 12 лет можно начинать отправлять ребенка в поездки в группе. Или с классом и учителем, или с тренером на сборы или с руководителем за рубеж. Ребенок уже сам, но еще под присмотром. Без родителей включенность ребенка в поездке очень высокая, он все замечает и за всем следит. Опыт колоссальный.
А вот уже в подростковом возрасте можно и самому поехать поучиться. В начале на языковую программу, а потом может и на учебу основную.
– Какие у тебя есть мотивационные секреты?
– Да нет у меня секретов. Разве что делать что-то для людей. Это меня и мотивирует.
Еще с собой договориться. Утром если мне сложно встать, не хочется просыпаться, то я пять минут все бросаю мысленно и отменяю встречи. Когда все разрешила отменить, все перенесла мысленно, становится радостно, встаю и делаю задуманное. Как только разрешаю себе что-то не сделать, то это делается легко и с удовольствием.
И книги меня мотивируют, стараюсь не терять свой читательский навык. Порой, правда, читаю несколько книг подряд. Раньше думала, что вот прямо надо все читать от начала до конца, а сейчас могу прочесть главу и оставить для размышлений. Потом опять через время возвращаюсь к этой книге.
– Кого считаешь профессионалом?
– Для меня профессионал начинается с трудолюбия и знания своего дела.
Беседу вела Ульяна Куликова, руководитель проектов Profi
Присоединяйтесь к нашему сообществу в Facebook